Государственное регулирование действий с ЭЦП

ЭЦП (электронная подпись) может быть подписан любой документ, созданный в электронном виде, с целью его защиты от вносимых после подписания изменений.

Термин ЭЦП можно встретить довольно часто во многих законах. Использование ЦП может быть в любой отрасли права (банковской, налоговой, гражданской, административной, таможенной, пенсионной и т.д.).

Например, согласно Налоговому законодательству, налогоплательщики имеют право подавать декларацию, подписанную путем цифровой подписи.

В пенсионном праве ЭЦП разрешает работодателю подавать сведения о лицах, которые у него работают на основании трудового договора.

В законе о бухгалтерском учете разрешено применять электронную подпись на документах первичного учета лицам, ответственным за выполнение соответствующих операций.

Но все вышеуказанные акты нельзя считать полноценными источниками права, которые регулируют применение ЭЦП и различных отношений, которые связаны с ее применением, поскольку они носят индивидуальный характер, относясь к конкретным правоотношениям.

Начало пути

Первый закон об ЭЦП появился в 1979 году, который дал право считать документы, созданные на электронно-вычислительной технике в качестве убедительных доказательств по судебным делам.

С тех пор начало постепенно развиваться право на использование ЭЦП.

После распада Союза, несмотря на отсутствие ФЗ, устанавливающего понятия и возможные отношения, связанные с ЭЦП, начала складываться практика по использованию ЭЦП.

Так в 1993 году, выполняя распоряжение Межбанковского финансового дома, юридическая фирма ЮКОН разработала методику, которая позволяла использовать при заключении договора модем и электронную подпись.

1 ФЗ об электронной подписи стал закон об информации. Именно он указал на допустимость использовать ЭЦП, а, главное, дал таким отношениям юридическую силу.

Формулировка соответствующей статьи гласит о том, что заверенный цифровой подписью документ может считаться действительным, если нет иных требований к форме документа.

Следующим важнейшим шагом по пути к созданию юридически весомого электронного документооборота стало принятие ФЗ «Об электронной цифровой подписи» 11 лет назад (в 2002 году).

Данный акт установил 3 фактора, позволяющие считать электронную подпись равнозначной по отношению к собственноручной:

  1. Если пройдена при помощи открытого ключа проверка на подлинность;
  2. Лицо, подписавшее документ, имеет право использовать закрытый ключ проверки электронной подписи;
  3. Срок действия сертификата

Современное законодательство

В настоящее время право на использование ЭЦП регулирует закон «Об электронной цифровой подписи», принятый в 2011 году.

Сегодняшний документ позволяет не только юридическим лицам свободно строить отношения с компаниями-партнерами путем введения электронного документооборота, но и дает возможность рядовым гражданам обращаться за помощью в государственные органы дистанционно.

Например, для авторизации на официальном портале гос. услуг необходимо было получить письмо через Почту России, в котором будет указан код. Естественно, это занимало уйму времени. Сейчас разрешена электронная подпись госуслуги. 

В заключении, стоит отметить, что в условиях современности наличие электронной цифровой подписи дает расширение возможностей не только сотрудникам компаний, но и частным лицам, ежедневно обращающимся в государственные органы, а многие участвуют в аукционах и торгах, где подписание документов при помощью ЭЦП показывает статус владельца, а также то, что он умеет ценить время.

Остались вопросы? Введите телефон и мы Вам перезвоним
Получить консультацию