Работа с ЭЦП

Главной целью, которую ставили законодатели при внедрении электронной подписи, это переход от традиционного бумажного документооборота к электронному. Который предоставлял бы возможность оформлять документы в электронном виде, без необходимости их перевода на бумажные носители при помощи распечатки. 

Однако на деле подписание документа ЭЦП вызвало огромное количество самых разных вопросов, связанных как с компьютерной безграмотностью, так недостаточной проработкой механизма на законодательном и техническом уровне. 

Функции ЭЦП

Среди функций электронной подписи специалисты выделяют:

  • Подпись способна служить свидетельством того, что электронный документ был подписан не случайно
  • Позволяет однозначно устанавливать авторство лица, подписавшего документ
  • Подпись полностью привязана к содержанию и дате подписанного документа, любые изменения ведут к тому, что ошибка проверки ЭЦП не позволит завершить документооборот
  • Лицо, подписавшее документ, в будущем не сможет отказаться от своей подписи путем признания ее недействительной или подложной

Виды ЭЦП 

Специалисты различают три вида ЭЦП:

  • Присоединенная цифровая подпись. Подразумевает, что пользователю придется создавать новый файл с ЦП, непосредственно в который и будут помещаться данные о документе, который подписывается. Если говорить проще, данный процесс схож с вкладыванием письма в конверт и его последующим запечатыванием. Среди достоинств такой подписи можно отнести возможность простого манипулирования подписанным документом – его можно копировать, перемещать, отправлять и так далее. Среди недостатков, стоит отметить, что утеря файла подписи, ни адресат, ни лицо подписавшее документ уже не сможет проесть его. 
  • Отсоединенная цифровая подпись создается и хранится отдельно от документа, причем он сам ни как не видоизменяется. Плюсом этого вида ЭЦП является возможность чтения документов, не прибегая к дополнительным файлам. Минусом является осложнение манипулирования готовыми и подписанными документами. 
  • Электронная подпись, располагающаяся внутри документа, является одной из самых распространенных. Несмотря на то, что ее использование не редко становится причиной разных вопросов, например как подписать ЭЦП документ pdf или doc формата, в программах Acrobat Reader или Microsoft Word, все чаще пользователи электронного документооборота прибегают именно к ней. 

Процесс подписания электронного документа 

Применение электронной подписи как правило не вызывает никаких затруднений, благодаря тому что не требует от конечно пользователя ни специальных навыков, ни знаний и умений. Каждый участник электронного документооборота может стать владельцем ЦП, для этого по заявке УЦ генерирует для него пару криптографических ключей – открытый и закрытый. 

Главным элементом подписи является закрытый ключ ЭЦП, именно он отвечает за шифрование документов и их подписание. Закрытый ключ подписи должен храниться в секрете на специальном ключевом носителе, выдаваемом владельцу сертификата. 

Проверка сертификата ЭЦП, проводится с использованием открытого ключа, который может выдаваться всем участникам электронного документооборота по необходимости.

Владелец ЭЦП устанавливает под текстом электронного документа свою подпись, после чего с использованием секретного закрытого ключа ЭЦП все его содержимое подвергается криптографическому шифрованию, призванному защитить информацию от подлога и любого несанкционированного доступа. 

Благодаря использованию открытого ключа адресат документа получает информацию о:

  • Имени файла для открытого ключа ЭЦП 
  • Личные данные лица, которое сформировало печать
  • Точное время подписания документа

Так же на основании открытого ключа, пользователи – получатели документа проводят его обратное дешифорвание и проверяют подлинность документа и целостность предоставленной в нем информации. 

Остались вопросы? Введите телефон и мы Вам перезвоним
Получить консультацию