В последние несколько лет многие частные предприятия и организации и государственные ведомства в том числе, переходят на осуществление документооборота в электронном виде.
При этом для того, что бы придать документам необходимую юридическую силу используется механизм электронной подписи. Сегодня, можно услышать самые различные отзывы ЭЦП, как положительные, так и отрицательные. Итак, попробуем разобраться самостоятельно, что же такое электронная подпись, зачем она применяется и каковы механизма ее действия.
Для получения ответов на многие вопросы достаточно зайти на государственный портал. ЭЦП там описывается во всех подробностях в соответствии с различными нормативными актами в этой сфере. Если говорить упрощенным языком, то под ЭЦП понимается определенная последовательность буквенно-цифровых символов, которая была получена с использованием специальных методов преобразования исходного документа и информации, содержащейся в нем.
Среди особенностей ЭЦП можно выделить:
- Добавление ЭЦП возможно только к готовому для отправки документу. Если изменения в документ вносятся после подписания документа, то электронная подпись будет считаться недействительной и получит в программах проверки отрицательный отзыв;
- ЭЦП уникальна для каждого отдельного документа, она не может переноситься из одного файла в другой;
- Электронную подпись практически невозможно подделать, благодаря тому, что она формируется из большого количества математических вычислений;
- Хранение закрытого ключа цифровой подписи должно осуществляться на специальных носителях, пароль ЭЦП должен быть доступен только ее владельцу;
- Получатель документа с ЭЦП всегда может установить лицо, поставившие подпись и неизменность информации.
Использование электронной подписи в настоящее время является законодательно оформленной процедурой, которая регулирует обмен данными через интернет-порталы ЭЦП.
Использование ЭЦП
На практике использование ЭЦП не представляет каких-либо сложностей. Никаких специальных умений и знаний не требуется. Каждый владелец электронной подписи, а так же лица, принимающие участие в электронном документообороте получают открытые и закрытые ключи ЭЦП.
Главным элементом ЦП, с помощью которого собственно и осуществляется подписание, является закрытый сертификат ключа. Он должен храниться в защищенном месте, на специальном ключевом носителе, с использованием пароля ЭЦП, который известен лишь владельцу.
Нужно заметить, что бывают случаи, когда УЦ осуществляет отзыв ЭЦП. Это происходит в ситуациях, когда владелец сертификата закрытого ключа теряет ключевой носитель или есть опасения, что злоумышленники получили данные с носителя и могут воспользоваться ими в своих целях. Так же необходимо проводить замену ключа, если сотрудник, на которого оформлен сертификат, увольняется или был уволен с должности. Более подробный список причин, которые влекут за собой смену сертификатов цифровой подписи, находится в интернете, при желании всегда можно заглянуть на портал ЭЦП и ознакомиться с ним.
Для того чтобы установить подлинность цифровой подписи, размещенной на электронном документе используется открытый ключ ЭЦП. Удостоверяющий центр, который осуществлял выдачу сертификата, хранит у себя на сайте дубликат открытого ключа, при желании им могут воспользоваться все партнеры и клиенты компании.
Таким образом, пароль ЭЦП требуется лишь для лиц, которые осуществляют подписание документов, для их проверки и чтения требуется лишь открытый ключ цифровой подписи, который размещен в свободном доступе в сети.
Все тарифы на электронные подписи Вы можете посмотреть
в разделе тарифов по ЭЦП.